История фарфора


img

ИМПЕРАТОРСКИЙ НЕФРИТ

Более тысячи лет назад в Китае пили из нефритовых чашек. Нефрит был «императорским», т.е. подходил далеко не всем не только из-за редкости и дороговизны, но и из-за социального статуса и связанных с ним ограничений.
После долгих лет поисков и многих неудач китайские гончары сделали материал, который превзошел нефрит своими практическими качествами, оказался доступнее и легче в обработке. Это был фарфор. Еще долго его называли «подражание нефриту».
«Китайский секрет», во многом, был секретом сырья. В провинции Цзянси оказались огромные запасы «фарфорового камня» - горной породы, состоящей из кварца и слюды. Сначала породу растирали в порошок, который прессовали в брикеты, а потом уже к нему добавляли каолин - специальную глину, придававшую изделию белизну. Смесь должна была «вылежаться» не один десяток лет, дабы приобрести нужную пластичность. Одними из самых ранних свидетельств о производстве фарфора, являются находки черепков посуды при раскопках города Самарры в Месопотамии, относящейся к IX в. Это является подтверждением китайских источников, которые относят изобретение китайского фарфора к периоду династии Танов.

img

РАСПИСНОЙ ФАРФОР

Первая половина правления династии Тан (618 – 907) является периодом большого подъема в истории средневекового Китая. Развитие искусств, ремесел и торговли подняли Поднебесную империю на недосягаемый уровень роскоши. В это время получили распространение стройные вытянутые сосуды с полированной поверхностью, голубые и особенно ценные бледно-зеленые вазы с рельефным орнаментом, которые в Европе получили название «селадон». Затем в династию Сун появились молочно-белые сосуды бэй-дин из Динчжоу, голубые изделия жу-яо, украшенные глазурью сосуды цзинь-яо из провинции Хэнань.
Начиная с 14 века в эпоху Мин (14-17 века), ведущим центром изготовления фарфора становится город Цзиндэчжэнь, где было налажено производство изделий, украшенных свинцовыми глазурями трех цветов или бело-голубого фарфора с подглазурной росписью кобальтом, которая часто сочеталась с росписью поверх глазури.
Именно фарфор этого периода (в основном бело-голубой) попал в Западную Европу, где сразу же привлек европейцев своим техническим и художественным совершенством, чрезвычайным богатством форм и декора. Россия также не отставала от модной Европы в увлечении восточными чудесами и даже переняла технику росписи кобальтом. Этот вид российского прикладного искусства знаменит во всем мире под именем гжели.

img

СИНИЙ ФАРФОР

В самом Китае, в первую очередь, известен сине-зеленый фарфор цинцы, изготовленный в фарфоровой печи Лунциняо в провинции Чжэцзян. О нем говорят, что цвет его подобен нефриту, чистота - зеркалу, а звук, который он издает при прикосновении, подобен звучанию Цина (древний ударный музыкальный инструмент в виде изогнутой пластины, сделанной из нефрита, камня или меди). Изделия из синего фарфора со времен сунской династии широко продавались в страны Восточной Азии, Европы, Америки и арабских странах. Например, сегодня в Турции в Стамбульском музее хранится более тысячи изделий из сине-зеленого фарфора Лунциняо времен династии Сун, Юань, Мин и других. Производство фарфора в Китае всегда имело два направления - экспортное, являвшееся крупной статьей дохода государства, и внутреннее, для нужд императорского двора и знати. Эти направления существенно отличались друг от друга и по форме и по декору. Например, по заказу императора для личных нужд двора ежегодно изготавливалось 31000 блюд, 16000 тарелок с драконами, 18000 чашек. А для Европы требовались роскошные вазы, парадные блюда и сервизы, которыми не столько пользовались, сколько выставляли на показ как диковинные драгоценности, поднимающие статус их владельца.

img img

ФАРФОР ФЛАМБЕ

Особенно известны, и во множестве сохранились до наших дней, изделия, изготовленные в период правления императоров Канси (1662—1722) и его внука – императора Цяньлуна (1711-1799), отличавшиеся пышным, полихромным декором и получившие названия «зеленого семейства», «розового семейства», а также «желтого семейства» по преобладанию того или иного цвета.

Именно этот фарфор в конце 17-го века стал основным экспортным товаром в Европу. В этих изделиях европейцев привлекали утонченность форм, чистота поверхности, изящность линий. Изделия из так называемого «пламенеющего фарфора» с глазурью «фламбе» покоряли своей красочностью. В связи с экспортом фарфора на Запад, тематика росписи начала расширяться — на изделиях появились сюжеты, заимствованные из жизни Запада. Европе требовались дворцовые сервизы, большие настенные блюда и огромные вазы для парадных зал. Все эти предметы обильно украшались лепными деталями и яркими многоцветными эмалями с использованием дворцовых сцен, восточных красавиц и экзотических деталей. Также изготовлялись предметы, которые использовали только в Европе. В подражание серебряному кофейнику были созданы необычные фарфоровые кофейники, бритвенные тазики, наподобие европейского медного бритвенного таза. Изготовляли подсвечники, часы, канделябры и наборы для сервировки европейского стола: тарелочки для нарезания сыра, сахарницы. В России ярким образцом этих вкусов может служить дворец Екатерины II в Ораниенбауме.


СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ФАРФОРА

Мировоззрение и мироощущение китайцев существенно отличается от европейского. В этой стране не было последовательного развития и смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве. Художественные направления не следуют одно за другим, а "стили" и "школы" связываются не с различиями творческих подходов, а с техническими приемами и материалами. Интересным в этой связи является тот факт, что изделия из керамики и фарфора часто называются не по мастеру, их изготовившему, и тем более не по стилю, а по печи, в которой они обжигались. Таких знаменитых печей в Поднебесной – немного, не больше десятка, и изделия, выходящие из них, сразу становятся раритетом.

Этим во многом объясняется та «путаница» в атрибуции предметов, с которыми постоянно сталкиваются эксперты во всем мире. Дело в том, что китайцы с древнейших времен известны своей любовью к копированию старинных образцов фарфора. Китайские авторы, например, могут ставить клеймо «сделано в период правления великого императора Канси», а предмет делался на 100 лет позднее, но в точном соответствии со всеми технологическими и стилистическими особенностями этой эпохи.

По прошествии одного - двух столетий по изготовлению и датированию предмета определить его возраст становится весьма сложным. Помочь в этом могут только очень опытные эксперты, имеющие большой опыт работы с подлинными вещами, работающие в музеях и галереях, специализирующиеся на культуре Китая. Абсолютную гарантию подлинности предмета дает археология, когда артефакт извлекается из раскопок на соответствующем культурном слое, но это относится, в основном, к предметам из бронзы, т.к. фарфор в раскопках встречается в виде черепков, которые, кстати, с успехом продают китайские антиквары.

Очень редко на антикварном рынке можно встретить подлинные предметы старше 17-18 веков. В большинстве своем они поступают на рынок из европейских коллекций, где старинный китайский фарфор всегда считался предметом роскоши и редко использовался утилитарно. Как курьезный отмечают специалисты тот факт, что больше всего сохранилось сервизов из самого хрупкого и тонкого фарфора «яичная скорлупа». Ими просто боялись пользоваться, и они благополучно прожили столетия в буфетах и горках.


Возврат к списку